Статьи

11 Декабря 2018 г.

10 АВГУСТА – ДЕНЬ СТРОИТЕЛЯ

       Он идет по протвинским улицам, и каждое здание напоминает ему о вехах его собственной биографии, о тяжелых и радостных моментах, о людях, с которыми возводил этот город. Он – строитель по профессии и созидатель по сути. Даже сейчас, в семьдесят пять, его огромный жизненный потенциал требует серьезного приложения: он пишет летописные очерки в альманах «Город, который нам дорог», готовит книгу своих воспоминаний и планирует организовать музей предприятия УС-620.  С Управлением № 620, выполнявшим грандиозные задачи государственного масштаба, его связывает четверть века работы в должности главного инженера. Именно УС-620 поднимало Протвино, Оболенск, Тарусу, совхозы и колхозы юга  Подмосковья, строило высотки поселка Большевик и градообразующие заводы Серпухова.

          Заслуженному строителю Российской Федерации, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени, ветерану труда Павлу Митрофановичу Головневу есть что рассказать: в его судьбе отразилась эпоха больших свершений СССР.

         Детство – это воспитание сердца. Послевоенному поколению не нужно было объяснять, что такое «национальная идея». До сих пор в ушах стоит женский плач от похоронок, — вспоминает Павел Митрофанович. – Горе не застаивалось в одной семье – делилось на всех». Но вот его отцу посчастливилось вернуться с фронта. Родители у Павла Головнева были простыми сахалинскими тружениками, мать так и не обучилась грамоте. Но троим сыновьям они дали высшее образование: один пошел в горный институт, другой – в энергетический, а Павел поступил в высшее военное инженерное училище, выдержав конкурс 8 человек на место. А уже на втором курсе (по «хрущевскому» сокращению армии) все курсанты переводом стали студентами Дальневосточного политехнического института.

          Показателен маленький эпизод из школьных лет Павла Митрофановича. В третьем классе его оставили «на осень» — не справился с диктантом, наделал ошибок. Русский язык пришлось сдавать в конце августа. Но прогресса не наступило, по лицу учительницы было ясно: «опять двойка!». Однако к учительнице подошел директор, что-то ей сказал, и она буквально выкрикнула в лицо Павлу: «Три!». Спустя два месяца Павел крепил к стене школьную стенгазету – он взялся выпускать ее, потому что другим не хотелось. В стенгазете были сатирические стишки про Фому-двоечника. К мальчику подошел директор и произнес: «А Фома-то у нас – ты!». И вот тогда до парнишки дошло, что тройку ему «натянули»… «И так мне стало стыдно, что я кинулся «грызть гранит науки», а к седьмому классу уже вышел в круглые отличники».  

         В институте Павел не только прилежно учился и был активным общественником – заместителем секретаря комсомольской организации вуза, но и усердно «топтал сцену» — пел и танцевал в ансамбле Дворца строителей. Именно это увлечение  «познакомило» его с Борисом Ельциным, в ту пору инженером Свердловского домостроительного комбината. Ансамбль с композицией «Партия – наш рулевой» проехал пол-Урала, и везде самодеятельных артистов встречали овациями. «Гвоздем» программы было выступление «зрителя» — в финале из зала на сцену поднимался парень, арматурщик по профессии, и от имени Ленина читал большой монолог. Приехали с гастролями  и в Свердловск, в новенький Дворец молодежи. Сначала, как положено, — речи, а делегатом от «артели» строителей в президиуме оказался Борис Ельцин. Павел из-за кулис слушал оратора, Ельцин говорил толково, эмоционально, убедительно. А на концерте, наверное, был самым благодарным в зале – громко хлопал и кричал: «Молодцы!».

          Получив диплом со специальностью «военный строитель», Павел, как молодой специалист, был направлен в Качканар Свердловской области. В тресте «Качканаррудстрой» быстро прошел все должностные ступени: за 17 лет от мастера поднялся до высшего звена – стал управляющим. «Качканаррудстрой» был основным подрядчиком крупнейшего в  Европе горно-обогатительного комбината, а управляющему только-только исполнилось 34 года.

         Территория треста охватывала весь «Нижнетагильский куст», добираться до объектов часто приходилось вертолетами, работа могла занимать сутки напролет.

         Орден Трудового Красного Знамени был присвоен Павлу Головлеву, когда он, будучи начальником СМУ, сумел в рекордные сроки восстановить Качканарскую ТЭЦ, пострадавшую от взрыва перед Новым Годом. В критической ситуации Павел проявил себя талантливым и ответственным организатором, несмотря на уральский мороз, теплоэлектроцентраль была пущена аккурат к новогодней ночи. Смертельно уставший Павел успел домой к бою курантов и со спокойной совестью выпил по бокалу шампанского с женой.

         Павел Митрофанович – человек старой закалки. Телом – бодр, легко проходит десять километров. Духом – тверд, убеждений своих при «новом порядке» не поменял, свой партбилет хранит до сих пор. И до сих пор искренне не понимает публичного отречения первого Президента России от общих коммунистических идеалов.  С Борисом Ельциным, тоже инженером-строителем, Павел Головнев работал на Урале восемь лет, часто сталкивался с ним по делам треста. «Борис Николаевич был своеобразным и очень амбициозным человеком, но если б тогда мне кто-нибудь сказал, что он сдаст партбилет, я бы бросился в драку!»… .

        Однако одной из причин переезда стала именно стычка с Ельциным… В 1978 году Павел Головнев перевелся в Протвино. О строительстве крупнейшего в мире ускорительного комплекса под Москвой он прочел в журнале «Наука и жизнь». Еще в 60-х из любопытства, будучи  проездом в Москве, на попутках от Серпухова добрался до поселка на Протве, где тогда здесь была одна-единственная улица (улица Мира, см. на снимке). Место ему понравилось, а главное, вдохновил  масштаб идеи: шло строительство крупнейшего в СССР научного объекта. От предложенной должности в Москве отказался – его интересовала не должность, а дело. Хотя УС-620 было закрытым предприятием (строительство ускорителя велось под патронажем Минатома), Павла Головнева, орденоносца с блестящим послужным списком, приняли. Правда, ему пришлось пойти на понижение, но уже через три месяца он занял служебное место по квалификации, а вскоре поднялся до главного инженера УС-620.

           Это была огромная ответственность: генплан Протвино не имел аналогов, все сооружения индивидуальны, ни одного повторяющегося здания. Управление представляло собой мощную структуру с многотысячной армией рабочих и служащих. Темпы строительства росли год от года, спрос был жесточайший… . Но все трудности рабочей деятельности окупались счастьем жить в городе научной интеллигенции. Протвино процветал, а в ДК давали концерты Высоцкий и Окуджава, шел активный международный обмен специалистами, казалось, так будет всегда…

          На XXVIII – последнем съезде КПСС  в 1990 году Ельцин выступил с критикой коммунистической партии и покинул ее ряды. С этой точки отсчета, по мнению убежденного коммуниста Головнева, и начался развал огромной и сильной страны.

          А в 1991 году Павел Митрофанович в числе первого «московского десанта» попал на трехмесячную стажировку в США. Кроме обмена опытом по строительным делам возникали и дискуссии с тамошними специалистами. Но уровень политэкономического образования американских коллег оказался так низок, что не было смысла дискутировать об этом предмете на «круглых столах», а попытка американцев преподнести учение Карла Маркса как «незначительное» русские парировали так: основным экономическим законом капитализма  является закон прибавочной стоимости Маркса, и вы живете по этому закону! На том дискуссии и прекратились… .

            В самом деле, трудно ввести в заблуждение или поставить в тупик специалистов советской школы. Между прочим, Павел Митрофанович до сих пор   скороговорками проговаривает законы физики и с наслаждением декламирует стихи Тютчева и гоголевскую «Птицу-тройку»… .

          Ему 75, а он по-прежнему в строю, по-прежнему энергичен, по-прежнему старается успеть  что-то сделать для города, который за 35 лет полюбил всей душой. А как не любить то, во что вложена целая жизнь?

 

 НАКАНУНЕ ДНЯ СТРОИТЕЛЯ

       Из досье редакции:

       Автор: Головнев Павел Митрофанович родился в 1939 году в городе Александровск Сахалинской области, с сентября 1979 по декабрь 2003 года работал гл. инженером УС-620. Ветеран труда, Заслуженный строитель Российской Федерации (1922 г.), прошел обучение во Внешней школе администрирования США (г. Колумбус), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1971 г.) и многих медалей, в 1987 году избирался депутатом Протвинского поселкового Совета депутатов.

           Размышления пишутся накануне Дня строителя. Наверное, правильно говорят, что ничего нового с момента «великой депрессии» человечество не придумало и не придумает. Именно строительство – наидревнейшая отрасль народного хозяйства (первобытный человек уже строил) является мощным «локомотивом», способным вытянуть экономику любой страны из трясины финансового кризиса. Каждое новое рабочее место в строительстве ведет к созданию восьми рабочих мест примерно в тридцати смежных отраслях экономики! Такие вот потенциальные возможности, и не воспользоваться этим просто грех.

           Строительная площадка – это гектары земли, самосвалы, бульдозеры, краны… Стройка – это возведенные города, предприятия, радостные лица людей, заселяющихся в новые квартиры, восхищение в глазах детей, садящихся за парты в новой  школе… Одним словом, правильно говорят: города, которые не строятся, потихоньку умирают. Так вот, чтобы  человечество не умерло, есть мы, строители, и в этом наша главная миссия.

          Строительству я посвятил 55 лет своей жизни, включая пять лет учебы в институте. После окончания Дальневосточного политехнического института в 1961 году был направлен на работу на Урал в город Качканар Свердловской области, где за 17 лет (1961г.-1978 г.) прошел путь от мастера до управляющего трестом «Качканаррудстрой» (географически трест располагался в г. Качканар Свердловской области и был основным генподрядчиком строительства крупнейшего в Европе Качканарского горно-обогатительного комбината, с годовой программой по генподряду 65-75 млн рублей, имел строительные управления в городах Красноуральск, Кушва, Н-Тагил).

          Еще работая на Урале, из периодической печати узнал о городе Протвино, но впервые приехал сюда в августе 1971 года, а окончательно  был переведен в УС-620 в 1978 году, поэтому в трудовой книжке у меня значатся два созданных при моем участии города – Качканар (17 лет) и Протвино (33 года).

          Как профессионал я всегда стремился жить по принципу – не наследить в своей трудовой деятельности, а оставить хотя бы маленький след. Считаю, что это у меня получилось.

         Смотрю на записи в трудовой книжке, где за сухими лаконичными словами «принят», «переведен» и последней записью «уволен в связи с сокращением штатов (банкротство)» — целая жизнь, насыщенная трудовыми буднями, начиная с Урала и по сей день.

          Раньше настолько был загружен, что было не до копания  в памяти, а сейчас все больше  и с большим удовольствием вспоминаю интересные истории , связанные со строительством. Ведь любой объект – это жизнь, которая имеет свое начало, и свое окончание, а горд – как энциклопедия, на каждой странице которой свое значимое событие. И хочется все расставить на свои места от первого для меня в Протвино объекта – гостиницы «Протва» до последнего – школы №1. Начиная с 1978 года, на всех объектах, которые сдавала наша стройка, стоит и моя подпись – как члена комиссии, и как участника процесса от Управления. Ведь правильно строители говорят: «Построить объект – это трудно, сдать его – трудность, граничащая  с искусством». По ориентировочным подсчетам, моя подпись стоит под 600 крупными объектами, введенными в эксплуатацию.

            Подводя некоторые итоги, хочется сказать, что в жизни было трудно, особенно на первом этапе, когда мы были молодыми, много ошибались. И было бы просто невмоготу, не будь понимания и поддержки товарищей по работе, окружавших меня людей. Я всегда  с благодарностью вспоминаю тех, с кем мне приходилось работать, особенно в молодые годы на свердловской земле, кто был старше меня, кто был надо мной, кто мною руководил – за дружескую поддержку, благодаря которой  легче переживались трудные моменты. Все это были какие-то по особому добрые, человечные люди, которые учили жить и работать. И в этом отношении судьба у меня сложилась счастливо.

             Повезло мне на людей, на людское доверие, а пришлось работать  (именно «работать», а не быть знакомым) с такими людьми, как Н.И. Рыжков (Председатель Совета Министров СССР), Я.П. Рябов (Секретарь ЦК КПСС), Б.Н. Ельцин (Президент России), О.И. Лобов (Совет безопасности России), С.В. Башилов (Министр черной черной металлургии   СССР), Н.А. Усанов (зам. Министра Среднемаша СССР). Разумеется, сегодня к ним относятся по-разному, но тогда мы были  едины, поднимали государство СССР, да и личности это были незаурядные. Мне, как представителю старшего поколения, сберегшего в душе приверженность другим традициям, собственными глазами наблюдавшего историю страны и своими руками создававшего ее, хотелось бы донести до современной молодежи многие события тех лет в другом аспекте, чем повествуют новые учебники истории. Историю своей страны нужно не только читать и знать, но и создавать самим.

П.М.Головнев, ветеран труда, Заслуженный строитель РФ  

                           

Золотой голос Муслима

П.М. Головнев, заслуженный строитель России

         2012 год – год семидесятилетия не только великого артиста, но и просто человека Муслима Магамаева. Фонд «Таланты мира», являющийся в настоящее время одной из лучших концертных организаций России, один из своих проектов посвятил пропаганде творческого  наследия великого певца. Созданный в 2002 году под руководством Давида Гвинианидзе, Фонд с успехом выступает на сценах многих стран мира и России, подтверждая свою актуальность и значимость. Наша протвинская сцена также не единожды удостаивалась его внимания, а каждый концерт – это уникальное явление, грандиозный праздник для всех любителей настоящего искусства. А состоявшийся 20 октября гала-концерт трех баритонов «Любовь моя – мелодия» подарил протвинской публике и золотой голос Муслима, и самые приятные воспоминания молодости.

        Немного о юбиляре.

       Стройный, подтянутый, с гордой осанкой, он, выходя на сцену, мгновенно притягивал к себе взгляды зрителей, всегда переполнявших залы. Он один обладал баритональным басом удивительного звучания, богатство оттенков которого  позволяло певцу исполнять произведения как баритонального, так и басового репертуара. Отсюда и коронные шаляпинские номера в его репертуаре. В то же время певец великолепно воспроизводил теноровую технику пения, исполняя неаполитанские песни и русские романсы.

       Влюбленный в творчество американского тенора Марио Ланца, он воспринял его страстную манеру пения и оказался единственным в мире бас-баритон-тенором. Все было ему подвластно, благодаря точной подаче голоса и безупречному построению музыкальной фразы, а обладая драматическими способностями актера, он тонко понимал исполняемое произведение, обогащая его вокальным и драматическим смыслом.

        Во все, что он делал, он вкладывал душу. Возможности его были многообразны: он писал музыку для  кино и театра, прекрасно рисовал, лепил, снялся в нескольких кинофильмах, проявил литературные способности при написании книги о Марио Ланца.

         Время Магомаева – теперь уже история. Но не может уйти в прошлое теплый, живой свет его искусства, золотой голос, его мысли. И верится, что еще многие поколения будут пленять этот неповторимый голос, в котором слышится трепещущая, звонкая душа артиста, летящая навстречу жизни!

        В жизни я слушал Муслима Магомаева всего один раз, и вот 20 октября на гала-концерте трех баритонов с репертуаром легендарного певца это произошло вновь.

        В концерте принимали участие: Юрий Зальцман (Большой театр России), Михаил Гущенко (театр имени Н.Н.Сац), Евгений Плеханов (Центр оперного пения Галины Вишневской) – звезды мирового оперного Олимпа, солисты лучших музыкальных театров.   Все они известны как музыканты высокой исполнительской культуры, безупречной строгости  вкуса и составляют красу и гордость нашего современного музыкального искусства. В облике этих больших художников и ярких артистичных личностей  с индивидуальными поэтическими голосами тончайшей музыкальности, высокими профессиональными навыками – все это соединилось в яркой гармонии. И что особенно хотелось отметить – талант и умение говорить со зрителем  от сердца к сердцу на прекрасном языке музыки.

          Петь русскую музыку и оперную, и камерную чрезвычайно сложно. Она требует от артистов такого подъема душевных сил, как никакая другая. Здесь мало владеть в совершенстве вокальной техникой, здесь надо быть художником, тонко чувствующим музыкальную интонацию, выразительность, гибкость фразировки, все оттенки настроения героя. Это мир тонких психологических переживаний, человеческой зрелости, яркости, благородства, душевного мужества, чем всегда славилась наша отечественная школа.

         Слушая концерт,  еще раз убеждаешься в глубокой справедливости сказанных слов. Перед нами предстали артисты, покоряющие какой-то удивительной  свежестью, цельностью, поэтической чистотой восприятия жизни. Ни одно произведение, как бы хорошо оно не было знакомо, не казалось в исполнении этих певцов привычным или обыденным, каждый раз как бы заново оживала, воссоздавалась волнующая красота музыкального образа.

         Возможно, мое мнение  слишком объективно, но так велико впечатление, которое произвели на меня эти певцы – и как люди, и как исполнители. Думаю, что и на других зрителей тоже.

         И последнее. Хотелось бы от имени большой армии протвинских любителей искусства поблагодарить всех организаторов концертных мероприятий и, в частности, сотрудников ДК «Протон» во главе с директором Д.М. Старостиной – за хороший вкус и создание прекрасной обстановки как зрителям, так и исполнителям. Успехов вам в будущем!

          

Живём, как думаем

10 августа в ДК «Протон» прошло выступление Ансамбля русской песни – «Бабкины внучки». К глубокому сожалению об этом коллективе узнал из вестника «Мособлкино» №8 2017 года за несколько часов до концерта.
Читаю: «Особым гостем праздничной программы стал ансамбль русской песни «Бабкины внучки»…, да фотография восьми богатырей в ватнике – «Все красавцы молодые»…
В исполнении ансамбля прозвучали народные произведения. В последние годы мы уже устали от различного рода «Шоу», к тому же на иностранных языках. Ощущаем непреодолимые влечения к одухотворяющей национальной русской культуре, к прекрасному русскому языку, принципам нравственности.
Во имя этого следует воскресить суровую и вразумительную правду нашей истории, не стыдиться обращаться к врачующим душу нетленным ценностям. На данном промежутке времени идет борьба за душу человека, и музыка и искусство здесь не должны быть в стороне.
Итак, в программе – народная музыка.
Высшим языком музыки является песня, взывающая к жизни истинную поэзию.
Русскую музыку, в том числе и народную, исполнять непросто. Чтобы исполнять ее мало иметь большое желание делать это, тем более, что есть много замечательных интерпретаций, принадлежащих прекрасным исполнителям. В данный момент трудно найти свой подход к таким хорошо известным сочинениям.
Но, видимо, настолько большим было желание, и музыка целиком и безраздельно захватила ребят, а прослушанные записи не довлели над ними, а, наоборот, помогли лучше понять и ощутить эмоциональность и многоплановость этих произведений. Конечно, для всего этого переосмысления нужен немалый талант и труд. (Вспомним фразу П.И. Чайковского, что такое талант? «Какой талант – работать надо!»).
Не знаю, все ли получилось в концерте, как ребята задумали, но то, что с первых минут исполнители завоевали симпатии слушателей, начиная с «Оды строителям», то это – точно.
Если говорить в целом о коллективе, то хочу подчеркнуть два общих момента для интерпретации всего концерта, связанных с лучшими традициями русской вокальной школы: точность вокальной позиции во всех регистрах, что обеспечивает ровность звучания голосов, и, во-вторых, подача речевой фразы, раскрытие выразительности поэтического текста во всей его образной широте. Думается, что здесь уместно вспомнить шаляпинское: «пой, как говоришь».
Прислушайтесь, как просто, естественно произносится прозаический текст (у «внучек» это граничит с фантастикой). И это важно: творческий настрой всех исполнителей оказывается единым, придавая музыке органическую естественность при рождении звуковых образов.
Слушая такое исполнение, понимаешь,- какое богатство звуков! В них погружаешься, они подхватывают тебя и несут. Они всякие: тихие, нежные, постепенно усиливающиеся, звучат как гром, потрясающий все. Опять утихают и вновь разрастаются словно буря. Яркий вокал, в котором передаются силы, сочетаемые с «рок-энергией». Звуки все льются и льются. И льются они в зале по-особенному, сильно.
Такая атмосфера не могла не тронуть сердца чутких слушателей и не могла не найти в них отклика. В зале царила атмосфера теплоты, полного взаимопонимания, трепетного отношения к исполнителям и, в целом, к их труду.
Думаю, что выражу общее мнение зрителей: некоторые опасения были напрасны, концерт получился, исполнители смогли донести до слушателей свое видение, свое понимание исполняемых шедевров (многое исполнялось на «бис»).
Уходя из зала, я понял, что равнодушных на концерте не было.
Не могу не высказать своего отношения о руководстве коллектива. Высокий уровень мастерства, профессионализм, умение охватить целое, но, не упустив при этом частностей, позволяет ему чувствовать себя в мире звуков свободно и непринужденно, что передается и на коллектив.
Ведь пение в ансамбле – это не череда звуков каждого исполнителя в отдельности, а гармония, согласие, звучание с образованием подвижной звуковой ткани, а для этого должно быть высокая художественная культура и серьезная работа.
О гармонисте. Его манера исполнения завораживает элегантностью, мечтательной непринужденностью. Он так горячо увлечен исполняемой музыкой, просто весь в ней. Похоже, ему под властью все, но все эти качества нужно помножить на колоссальный изнурительный труд.
Не отстает и «молодая поросль» («внучки»). Достойные последователи своих старших. Они действительно хороши – в исполнение своих шедевров смогли вложить всю нежность, всю силу своих чувств к зрителям.
Успехов, Вам друзья!

Заслуженный строитель Российской Федерации,
Ветеран труда, Ветеран атомной промышленности,
Кавалер многих орденов и медалей,
Прошел школу обучения во Внешней школе Администрации США,
Депутат Протвинского Совета народных депутатов
Павел Митрофанович Головнев
15 августа 2017 года

17.11.2017

Памяти Александра Святоцкого – замечательного строителя и человека.

«Создать и умереть» — мне думается, что эти слова хранят прежде всего идею о том, как всем нам нужно жить в этом мире. А жить надо в единении, в любви к Богу и друг к другу. Хотя в жизни есть много несправедливости и даже жестокости, но все хорошее настоящее создавалось с любовью. Именно те люди формируют положительные стороны нашего бытия, которые привносят в свой труд общественное сознание, образованность, интеллект и культуру.
Ушёл из жизни один их руководителей протвинского строительного предприятия — Управления строительства 620, Святоцкий Александр Иванович. 8 ноября он на скорой помощи был госпитализирован в г.Серпухов, где и скончался.

Случилось это очень скоропостижно и неожиданно для всех. Разве можно было предположить всего месяц назад на его дне рождения, что такое могло произойти?
Он был энергичен, жизнелюбив и глубок. Да что говорить! Когда пытаешься охарактеризовать таких людей, эпитетов не хватает. Смерть его многими протвинцами была воспринята, как беда. Александр Иванович был одним из тех, кому люди верили, и он заслужил это своим талантом общения.
В нем было нечто чистое, прямое и зоркое, что позволяло ему владеть секретом руководящей работы, благодаря хорошему образованию, производственной школе, трудолюбию и страсти к своей работе.
Эта заметка – не является некрологом, чтобы написать который, нужно иметь много сведений, которыми я не располагаю. Думаю, что высказанных суждений достаточно для его характеристики, как профессионального руководителя. Что же касается Святоцкого, как личности, то позволю себе высказать свои мысли вслух в виде стихотворного посвящения.

Ты вел со всеми диалог.
Звучит сегодня монолог –
Про жизнь твою, про добрый нрав,
Мы вспоминаем, губы сжав
И рано ты ушел от нас,
В недобрый этот скорбный час,
И сердце биться перестало,
В какой-то миг оно устало.
Кому ты мог – тому помог,
Себя лишь только не сберег,
Ты верный был христианин,
Земли Российской славный сын.
В Христа ты верил, так и знай,
Что попадешь ты сразу в рай,
А раз ты верил в чудеса,
Душа взлетит на небеса.
Прости нас за корявый слог,
Нам очень трудно – видит Бог!
Слеза нам застит белый свет,
Тебя ведь с нами больше нет.
Земля твой примет с миром прах,
И ты останешься в сердцах
Всех тех, кто знал тебя, любил,
И в путь последний проводил.

Мне выпала почетная, и вместе с тем горькая участь сказать слова прощания от лица твоих товарищей, от всего нашего бывшего коллектива. С первого твоего появления на стройке с 1986 года, с первых шагов твоих мы, товарищи по работе, с восторгом, любопытством и надеждой наблюдали за твоей работой. Ты был нашим начальником, ты делал историю строительства УС-620.
Жизнь любого человека исчисляется не продолжительностью, а значимостью его личности. Талантливый человек, Заслуженный строитель РФ, Александр Иванович Святоцкий ушел от нас.
Память о нем надолго останется в наших сердцах.

Заслуженный строитель РФ, ветеран труда,
ветеран министерства атомной промышленности
Павел Митрофанович Головнев.
11.11.2017

 

20.11.2017 

Крымский мост

Октябрь месяц 2017 года был насыщен множеством событий мирового масштаба. Одно из них – поднятие и монтаж на опоры автодорожной арки Крымского моста. Уникальная операция завершена.

Крымский мост, один из крупнейших в России, состоит из параллельно расположенных автомобильных и железнодорожной арок. Пролет 217 метров, вес 5,5 тысяч тонн. Длина моста, в целом 19 километров, соединит полуостров Крым с материковой частью России.

По определению специалистов эта стройка является образцом строительного искусства. Об этом событии сообщили все средства массовой информации. В этих коротких сообщениях я, как специалист, прекрасно понимаю, какой огромный труд проделали тысячи специалистов – от проектантов до строителей, и назвал бы этот труд «образцом строительного искусства».

Почему я об этом вспомнил сегодня?  Думаю, что многие не знают что 50 лет тому назад события, сродни тем, которые произошли на протвинской земле также в октябре месяце.

Был сдан под пусконаладочные работы новый ускоритель в канун славного 50-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. При строительство экспериментального зала был перекрыт пролет 90 метров (до этого максимальные пролет был 36 метров), в 2, 5 раза больше существующих норм. По тем временам это было точно впервые в СССР, и это была большая Победа! Сравните эти две схемы.

Конечно, сейчас наука двинулась далеко вперед и организация монтажа арок в Крымском мосту просто блестящая. Мы же собирали эти арки кустарным методом – два крана и лебедки. Многие, в том числе и специалисты, не верили в то, что это возможно было сделать. А ведь сделали! И получилось!

Как это было сделано, предлагаю почитать в вышедшей в 2016г. моей книги «Вехи истории жизни строительства 620. Это интересно!

Всем участникам этого события и всем жителям города хочу напомнить об этом и поздравить с большой трудовой победой того времени.